Самарская городская
общественная организация «Союз молодых
ученых»
Методическое пособие
«Устроуство на работу – нет проблем!»
(как составить удачное резюме
и подготовиться к собеседованию с работодателем)
Оглавление
Восемь главных
правил поиска работы
Всегда ли нужно
составлять резюме?
Основные
требования и хорошему резюме
Чтобы ваше резюме
увидели и прочитали
(сопроводительное письмо)
Обращение в кадровое агентство
Вопросы, ответы
и поведение на собеседовании
Психологический
аспект собеседования
Правильное
завершение собеседования
Хорошая работа сама найдет вас, если вы - высококвалифицированный, достаточно опытный и ценный работник,
а ваша профессия является остродефицитной на рынке труда и высоко оплачивается.
Вы сами найдете хорошую работу, если поставите реальную цель и
будете правильно действовать.
Восемь главных
правил поиска работы
Советуем вам принять на
вооружение восемь главных правил, определяющих философию поиска новой работы.
Часто приходится сталкиваться с ужасающей пассивностью тех, кто остался без
работы. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, имея много свободного времени,
безработные зачастую делают для получения новой работы намного меньше того, что
могли бы сделать. Оказавшись в такой ситуации, возьмите себе за правило
планировать и учитывать (это очень важно!) время, посвященное поиску новой
работы. У того, кто ищет работу 40 и более часов в неделю, больше шансов на
успех.
Стойко воспринимайте свои
неудачи, извлекайте из них уроки, запаситесь бесконечным терпением и
настойчивостью - и вы обязательно добьетесь успеха!
Правило первое. Никто вам
ничего не должен, в том числе и работу, за получение работы нужно бороться.
Правило второе. Разница между везунчиком и неудачником
определяется тем, как они сами ведут свои дела, а не какими-то внешними
факторами, вроде кризиса на рынке труда
Правило третье. Чем больше времени вы потратите на
определение того, чем вы выделяетесь из девятнадцати других людей, которые
могли бы выполнять ту же работу, тем выше ваши шансы
Правило четвертое. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя
из того, что есть в наличии (что доступно). Со всей настойчивостью стремитесь
именно к той работе, которую вы больше всего хотите.
Правило пятое. Если вы определили для себя, какую работу вы
ищете, объясните это все вокруг. Чем больше глаз и ушей помогает вам, тем лучше.
Правило шестое. Организации стремятся нанимать победителей:
преподносите себя, как подарок судьбы их фирме. Упаси Бог выглядеть жалким
попрошайкой!
Правило седьмое.
Оставшись без работы, занимайтесь поиском нового места 40 и более часов в
неделю. Хорошую работу имеет тот, что способен ее упорно искать.
Правило восьмое. Настройтесь на то, что вы можете получить
сотни отказов. Это нормально. При правильном настроении очередной отказ не
будет выбивать вас из колеи, и в какой-то из следующих попыток вы добьетесь
успеха.
Когда мы говорим о рынке
труда, то и подход к предложению товара на этом рынке (своих услуг в качестве
наемного работника) аналогичен продаже любых других товаров. Необходимо
правильно провести маркетинг, рекламу, не говоря уже о значении поддержания
товарного вида и фирменного качества. Другими словами: «Вы - товар. Если этот
товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга,
произвести собственную переоценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам
следует пересоздать себя и окружающий мир».
В чем состоит поиск
работы? Строго говоря, можно выделить две основные фазы: более пассивную и
практически ни к чему не обязывающую (сбор информации, оттачивание резюме,
размышления и анализ) и активную (организация встречи с работодателем и сама
встреча). Очевидно, что первая фаза полезна и необходима всегда, особенно тем,
кто нацелен на карьеру. Даже если перед вами не встанет необходимость перемены
работы, вы будете чувствовать себя уверенней, имея какие-то варианты в запасе.
К тому же работа с информацией и поддержание полезных связей никогда не
оказываются лишними.
Одно из самых мощных средств
самомаркетинга на рынке труда – хорошее резюме (объективка). В резюме кратко
представляется информация о человеке, ею образовании, опыте, квалификации.
Самое важное его действие - привлечь внимание к вам в тот момент, когда резюме
читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более
одной-двух минут. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не
сработало. Помните: удачное резюме помогает вам получить интервью, г е. личную
встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Это различие
необходимо твердо осознавать. Ваша цель — добиться того, чтобы работодатель
захотел встретиться с вами лично. Помните при этом, что резюме определит в
какой-го мере стиль и форму предстоящего собеседования, поскольку интервьюер,
готовясь к беседе, исходит из предложенной вами информации.
Всегда ли нужно составлять резюме?
На практике
весьма вероятны такие ситуации, когда вы самостоятельно или по рекомендации
договариваетесь с работодателем о встрече, не направляя ему реноме. К тому же в
российских условиях некоторые работодатели могут просто не иметь опыта работы с
резюме. Нужно ли иметь резюме в этих случаях? Уверены, что нужно.
Хорошо составив свое
резюме, вы тем самым приводите в порядок свое представление о себе как о
специалисте и о своих целях в поиске работы. Это просто необходимо для
достижения успеха. На встрече с работодателем может возникнуть ситуация, когда
вам предложат рассказать о себе. Имея хорошее резюме, вы можете ответить на это
предложение примерно следующим образом: «Я готов рассказать. Но основная информация
содержится в моем резюме. Если хотите, можете ознакомиться.
Ни в коем случае не
заставляйте работодателя читать ваше резюме! Только лишь укажите на такую
возможность, всем своим видом демонстрируя, что вы числите за ним безусловное
право выбора. Очень часто выбирают вариант ознакомления с вашим резюме и
последующих вопросов. Такое решение в большинстве случаев в интересах
соискателя. Выверенные, взвешенные и красиво расставленные слова хорошего
резюме добавляют к вашему облику именно ту «одежку», по которой «встречают».
Основные требования к хорошему резюме
Резюме должно быть
кратким, правдивым и не превращаться в подобие романа Значение имеет все: и то,
какие слова вы используете, и то, какой стиль изложения вы избрали, и внешнее
оформление. Ваша цель - создать благоприятное первое впечатление о себе,
убедить в том, что вы как раз гот человек, который сможет прекрасно выполнять
данную работу. Если вы обращаетесь по поводу конкретной должности (например, на
основании объявления), то как резюме, так и сопроводительное письмо в идеале
должны быть ориентированы на данную должность. Краеугольным принципом должно
стать понимание простого и очевидного факта: для каждого человека наиболее
важно то, что касается его самого. Поэтому, обращаясь к работодателю, вы должны
подчеркивать не то, что вы хотите получить и что интересует лично вас - это
ваши проблемы, а то, что вы можете предложить ему, чем вы можете и хотите быть
полезны фирме, почему именно вы являетесь подходящим кандидатом на замещение
данной вакансии. Короче говоря, не просите для себя («ДАЙ»), а предлагайте
(«НА»).
Обращаем
внимание на то, что не существует жестких правил написания резюме, но
существуют разнообразные полезные советы и рекомендации. Они могут различаться
в разных странах в зависимости от традиций и требований трудового
законодательства. Иногда выделяют два основных стиля написания резюме:
европейский (британский) и американский. Основной особенностью европейского
стиля является включение в резюме сведений о дате и месте рождения, подданстве
и семейном положении. Другим отличием является то, что американский «стандарт»
предполагает обратный хронологический порядок и в описании образования, и в
описании опыта работы, а европейский для описания образования использует прямой
хронологический порядок. Иногда советуют иметь наготове два резюме: краткое и
более подробное, особенно когда речь идет о солидных и престижных должностях.
Более подробное резюме целесообразно отправлять при обращении в
специализированные фирмы по подбору персонала.
Самое главное,
чтобы резюме достигло своей цели: содержащаяся в нем информация должна
заинтересовать потенциального работодателя и возбудить в нем желание
встретиться с вами.
В мировой практике есть также два различных типа структурирования информации в резюме - хронологический и функциональный (по главным достижениям). Первый предполагает изложение вашей трудовой деятельности в хронологическом (как правило, обратном хронологическом, т. е. начиная с последнего места работы и двигаясь к началу трудовой деятельности) порядке. Функциональный используется реже и предполагает группировку деятельности по основным направлениям, выделение наиболее ярких профессиональных достижений. Его можно рекомендовать тем, кто хотел бы отвлечь внимание от хронологической последовательности. Например, если вы какое-то время не работали или слишком часто меняли работу, если те качества и навыки, которые наиболее важны для искомой вакансии, наиболее ярко были проявлены вами достаточно давно, а деятельность, который вы занимались позднее, более далека от той работы, которую вы пытаетесь получить. Сейчас в Москве явно преобладает хронологический тип, он стал практически общепринятым. Однако и функциональное резюме хорошего профессионала весьма эффективно, обычно оно вызывает интерес работодателя и часто после этого следует приглашение на собеседование. Это не значит, что вам непременно предложат работу, но у вас появляется дополнительный шанс.
Многочисленные контакты авторов с самыми разными работодателями позволяют рекомендовать определенный подход к составлению резюме.
Не употребляйте слов «резюме» в заголовке. Пусть заголовком будут ваши фамилия, имя и отчество. Без особых пояснений будет понятно, что это краткая информация о вас как о работнике. Пока вы не узнали, что вам собеседник употребляет такие слова, как «резюме» или «объективка», не употребляйте их сами. Говорите: краткая информация, основные сведения и т.п. Однако нельзя не заметить, что слово «резюме» в значении «краткая информация о соискателе работы» уже активно внедрилось в современный язык и становится все более употребительным.
Обязательно указывайте такие биографические данные, как дата и место рождения, подданство, семейное положение. Наши работодатели и кадровики, привыкшие к традиционным анкетам и листкам по учету кадров, обычно предпочитают получать подобную информацию в явном виде и желательно в начале резюме.
Для изложения опыта работы и для сведений об образовании используйте обратный хронологический порядок. То есть начинайте с последнего места работы, затем указывайте предыдущие, и так далее. Такой порядок представления сведений наиболее распространение в Москве и других городах с развитым рынком груда
Свободная форма резюме, в отличие от традиционных анкет, позволяет вам указать те дополнительные сведения, которые могут повысить вашу ценность в глазах работодателя. Мы имеем в виду возможность раскрытия содержания вашей работы, функций и достижений. При изложении послужного списка обязательным является указание имеющихся конкретных знаний и навыков, могущих оказаться полезными в работе, а также упоминание своих положительных личностных качеств.
Язык составления
резюме должен соответствовать конкретной ситуации. Иногда приходится
сталкиваться со случаями, когда человек представляет свое резюме на английском
языке, хотя работа, на которую он претендует, не требует знания иностранного
языка. Что может подумать работодатель? Либо соискатель не подумал, как следует
(это мнение о соискателе можно выразить одним словом - резче и короче), либо он
«выпендривается». И то, и другое плохо для соискателя.
Смысл текста и внешнее оформление резюме должно сделать его прочтение максимально комфортным. Избегайте непонятных сокращений, мудреных слов, длинных фраз. Печатайте резюме на хорошей бумаге, красивым и, по возможности, крупным шрифтом. Непременно сделайте четкую рубрикацию текста резюме, т.e. выделите необходимые заголовки. Красиво расположите текст на листе бумаги.
Обращаем ваше
внимание на пять основных требований к стилю написания резюме:
Ø Краткость.
Ø Конкретность.
Ø Активность. Используйте энергичные глаголы, показывающие активность, никогда не пишите «участвовал», «оказывал помощь» и т п.: может показаться, что вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги.
Ø Избирательность. Не считайте, что чем больше разношерстной информации, тем лучше. Отбирайте, информацию, исходя из цели резюме.
Ø Честность. Не включайте в
резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты.
Сделать хорошее резюме
очень непросто. В любом случае, даже если у нас есть хорошие образцы или вам
помогают знающие люди, потребуется немалое время и не один вариант, пока вы не
получите то, что требуется.
Мы рекомендуем следующую структуру резюме, которую можно считать наиболее универсальной.
Заголовок. Фамилия, имя, отчество.
Основные личные данные.
Адрес места жительства или прописки, телефон, адрес электронной почты, дата и
место рождения, подданство, семейное положение.
Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом вы себя считаете. Последующие разделы резюме должны показать обоснованность ваших притязаний. Наш опыт консультирования по карьерному росту показывает, что иногда приходится потратить час времени, а то и больше, чтобы найти те 2-3 сточки, которые правильно формулируют цель.
Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений. Для людей с опытом работы па часть резюме является особенно важной. Излагая опыт работы, нужно избегать крайностей в подробности изложения сведений. Одна крайность: превратить эту часть резюме в выписку из трудовой книжки - даты, названия компаний, должности, но ничего более. К сожалению, такие резюме встречаются еще достаточно часто, а их авторы, похоже, не замечают этого недостатка своих резюме. Другая крайность: излишние детали и подробности, из-за которых резюме разбухает до многих страниц. Нужно найти разумную меру. Как правило, для большинства случаев такой мерой являются 1 - 2 страницы. Для лиц с длинным послужным списком можно рекомендовать представление опыта последних 8-10 лет одной обобщенной записью.
Образование. Чем больше прошло времени с момента окончания учебного заведения, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов советуем помещать этот пункт перед опытом работы, так как в данном случае он едва ли может быть действительно значителен. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
Дополнительная информация. Сюда рекомендуем включать сведения о степени владения иностранными языками (если это не «читаю и перевожу со словарем»), о навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), о наличии водительских прав и о личностных качествах. Вообще говоря, сюда может включаться все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя.
Дата составления резюме.
Указание даты составления резюме добавляет ему четкость и конкретность.
Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело свежую дату. Однако нельзя
говорить об обязательности указания даты, в большинстве реальных резюме дата
составления не указывается. Но рекомендуем вам учитывать, что факсимильный
аппарат или компьютер (при получении резюме по электронной почте) фиксируют
дату отправки резюме.
Резюме также может
включать:
q сжатое описание квалификации и опыта работы;
q сведения об общественной деятельности;
q указание членства в профессиональных объединениях;
q упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно счесть серьезным личным достижением);
q информацию о прохождении военной службы;
q указание готовности к командировкам и смене места жительства;
q указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем;
q
сведения о рекомендациях (от кого может быть получен отзыв о вас и вашей
работе).
В целом можно порекомендовать осторожность и чувство меры при включении в резюме дополнительной информации.
По нашему мнению, краткая характеристика ваших личностных качеств, помещаемая в конце резюме, в большинстве случаев неплохо воспринимается. Например, энергичен, требователен к себе и к другим, хороший организатор. Не рассчитывайте, что вам поверят на слово, но такого рода утверждения могут вызвать дополнительный интерес к вашей персоне. А ведь в этом и заключается основная цель резюме - заинтересовать работодателя и обеспечить вам приглашение на собеседование.
Личностные
самохарактеристики указывают в резюме довольно часто, что уже стало нормой. Но
иногда создается впечатление, что автор резюме делает то не потому, что хорошо
подумал, а потому что «так надо» (как ему кажется). Например, претендент на
руководящую работу может написать в своем резюме «исполнительный, аккуратный».
Исполнительность и аккуратность полезны, наверное, на любой работе. Но если это
указывается в числе немногих главных качеств, то такой претендент по этой части
резюме может показаться не умным и интересным руководителем, а рядовым
исполнителем в канцелярии.
Чтобы ваше резюме увидели и прочитали
Сопроводительное письмо
Направляя свое резюме потенциальному работодателю или посреднику, желательно снабдить его сопроводительным письмом. Хорошо составленное письмо вызывает к вам интерес и является удобной отправной точкой для последующих личных контактов.
Решая для себя
вопрос о целесообразности инициативного направлении потенциальному работодателю
резюме с сопроводительным письмом, учитывайте, что для многих руководителей получение
подобного письма может быть непривычным. Особенно, если вы живете в том же городе, что и адресат, и поскольку часто новое и
непривычное воспринимается негативно, будьте осторожны. Но эта форма
представляется целесообразной при обращении в инофирмы и в агентства,
занимающиеся подбором персонала по заказам фирм.
Составляя письмо, учитывайте следующие
советы:
Сопроводительное
письмо должно быть кратким. Оно должно состоять не более чем из трех-четырех
абзацев, но при сжатой, сконцентрированной форме привлечь внимание к вам и
показать вашу ценность для работы, на которую вы претендуете. Начинать письмо
следует с объяснения того, почему Вы обращаетесь к данному лицу: напоминание о
предшествующей встрече или телефонном разговоре, ссылка на лицо, знакомое
адресату или на какую-то информацию о данном лице или организации, которая побудила вас обратиться к
нему. Очень хорошо, если вам удастся вставить здесь пару лестных слов о каких-
то конкретных успехах и достижениях данного лица или организации. Основная
часть коротко определяет ваши возможности и предшествующие результаты,
подтверждающие вашу полезность на искомом месте. Заключительная фраза должна
содержать какую-то программу ваших дальнейших действий: звонок по поводу
назначения встречи, приход в организацию в предлагаемое время, если оно устроит
адресата и т. п.
Структура и
пример сопроводительного письма
Фамилия и инициалы адресата.
Должность адресата и наименование организации.
Адрес организации.
Дата составления письма.
Глубокоуважаемый (имя и отчество, но можно и фамилию).
Первый абзац должен привлечь внимание и обозначить повод обращения к адресату.
Во втором - ключевые данные о себе, которые подробнее раскрыты в резюме.
В заключительном абзаце должно быть указано, как вы предлагаете строить дальнейшие контакты. Не забудьте, что необходимо оставить активную роль за собой.
Искренне Ваш(а).
Расшифровка подписи (фамилия, имя, отчество) и личная подпись.
Контактная информация
(адрес, телефон, факс, e-mail).
Обращение в кадровое агентство
У нас появились в изобилии агентства по подбору персонала, которые фактически оказывают помощь в получении работы, причем в большинстве случаев эта помощь будет для вас бесплатной. Как правило, фирма, которая занимается подбором специалистов по заказам и за счет организаций, желающих заполнить: вакансии, не берет денег с кандидатов за внесение информации о соискателях в свою базу данных.
Сам факт взимания платы настораживает. Уже много писали и говорили о недобросовестности некоторых контор, предлагавших помощь в трудоустройстве я рубежом или в престижных компаниях, собиравших с клиентов достаточно высокую плату и исчезавших с этими деньгами на необъятных российских просторах. В большинстве развитых зарубежных стран закон запрещает взимать с людей деньги за трудоустройство. Конечно, нет правил без исключений, но мы настоятельно рекомендуем вам тщательно проверить, с кем вы имеете дело, если вам предлагают заплатить деньги за получение каких-то необыкновенно привлекательных должностей.
Учтите, что трудоустройство за рубежом у нас строго лицензируется, и не стесняйтесь спросить лицензию.
Обращаясь в кадровое агентство, вы можете отправить данные о себе обычной почтой, факсом или электронной почтой. Если у вас много времени, то вы можете попытаться, передать их лично и познакомиться с консультантом, к которому они попадут. Но в наиболее серьезные кадровые агентства для беседы с консультантом по подбору персонала обычно можно попасть только по приглашению и только после того, как в агентство поступило ваше резюме. Если же вы придете в агентство без приглашения, привезете свое резюме и будете добиваться встречи с консультантом, то можете себе навредить. Вас могут воспринять как человека, не склонного к планированию и не ценящего свое и чужое время. Очень полезно периодически напоминать о себе. Можно позвонить, например, перед праздником, поздравить и пожелать успехов, а заодно поинтересоваться, не забыли ли о вас.
Стоит ли всерьез рассчитывать на помощь агентств по подбору персонала? Это зависит от дефицита специалистов той категории, к которой вы относитесь, и от вашей конкурентоспособности в сравнении с другими специалистами той же категории.
Частные
коммерческие агентства, подбирающие персонал по заказам предприятий и
организаций, действительно оказывают помощь в получении хорошей работы. Но эту
помощь получают обычно наиболее квалифицированные и конкурентоспособные
специалисты. Иными словами, агентства помогают сильным, т. е. тем, кто, как
правило, уже имеет хорошую работу и мог бы обойтись без этой помощи. Если же вы
остались без работы, если спрос на специалистов вашей квалификации плохой, то
получение вами помощи от частных коммерческих агентств маловероятно.
Личное общение, в том числе и по телефону, дает значительные преимущества, позволяя вам заинтересовать, расположить к себе собеседника и мгновенно прореагировать на его отношение к тому или иному предмету разговора. Но эти преимущества требуют от вас серьезных умений и определенных качеств: способности принимать молниеносные решения, умения привлечь и удержать внимание собеседника, скорости адаптации.
Разумеется,
построение, тональность и продолжительность разговора несколько различны в
зависимости от типа звонка.
Основными типами звонков при поиске работы можно считать:
Ø Звонок в ответ на объявление работодателя;
Ø Звонок по рекомендации;
Ø Инициативный («холодный») звонок;
Ø Телефонный звонок, следующий
за письменным обращением в фирму.
Однако,
во всех этих случаях следует иметь в виду некоторые общие рекомендации.
Перед звонком, если есть возможность, проверьте, как зовут вашего собеседника, недопустимо ошибиться в произношении или ударении. Постарайтесь быстро перейти к цели своего звонка, это производит самое благоприятное впечатление.
Необходимо тщательно подготовиться к телефонному звонку, продумать, что и как вы собираетесь говорить, попытаться наметить ответы на наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке вы хотели бы переговорить.
Не забывайте, что разговор - диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее разученный текст. Хуже всего, если вы замечательно и гладко произнесете подготовленный текст, а на простейший вопрос, заданный вам собеседником, вместо внятного ответа начнете «экать» и «мекать».
Ваша цель - не только рассказать о себе, но и узнать о предполагаемой работе. Чередуйте рассказ о себе с интересующими вас вопросами. Очень полезно вставить в разговор информацию о данной организации, которой следует запастись заранее.
Перед тем как звонить, оденьтесь в привычном для вас деловом стиле, даже если вы звоните m дома. Доказано, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоянии, собранности и т.п. Не курите во время разговора, это ощущается собеседником на слух. На ваш голос оказывает влияние и то, как вы сидите, поэтому сядьте прямо, не облокачивайтесь
Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой, не затягивайте разговор, крайне нежелательно утомлять собеседника чрезмерной говорливостью.
Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: вы не видите выражение лица собеседника, его жесты и мимику, поэтому, реагируя на его высказывания, старайтесь быть вежливыми и корректными, чтобы не попасть впросак.
Готовясь к разговору и ведя разговор, четко представляйте его цель: получить приглашение на собеседование по поводу работы.
Если вам не удалось добиться успеха с первой попытки, постарайтесь выяснить, можете ли вы обратиться в другое время или к другому человеку. Будьте при этом вежливы и доброжелательны, но настойчивы.
У многих людей возникают
проблемы, связанные с неумением говорить по телефону Основным средством решения
таких проблем является наработка опыта. Звоните; звоните и звоните. Помимо
того, что всегда есть шанс найти что-нибудь интересное, вы тренируете себя: И
если вы способны к обучению, то скоро научитесь легко говорить по телефону. Для
совершенствования этих навыков могут быть полезны книги по технике общения и
технике продаж. Ведь позвонив потенциальному работодателю, вы фактически
пытаетесь подготовить продажу своего товара на рынке труда.
Вопросы, ответы и поведение на собеседовании
Очевидно, что
невозможно заранее определить все вопросы, которые будут вам заданы на
собеседовании. Теоретическим исключением является структурированное
собеседование, когда всем кандидатам задается один и тот же заранее
подготовленный список вопросов. Но структурированные собеседования и в
зарубежной, и тем более, в российской практике применяются не часто. В
зависимости от склонностей и опыта интервьюера, традиций организации,
требований должности и других факторов на реальных собеседованиях задаются
самые разные вопросы. На практике можно составить список из 15 - 20 вопросов,
многие из которых почти наверняка в той или иной форме будут вам заданы почти
на каждом собеседовании. Рассмотрим ряд таких вопросов с краткими комментариями
для тех, кому они могут задаваться.
Какие у вас есть вопросы? Этот вопрос может быть задан сразу в начале, и только предварительная подготовка поможет правильно сориентироваться. В начале главы уже были даны некоторые рекомендации, какого рода вопросы и в каком количестве задавать.
Расскажите немного о себе. Это прекрасный шанс представить себя в лучшем свете, особенно если вы заранее хорошо подготовились. Сознательно или неосознанно работодатель ищет работника, который может выполнять работу, т. е. имеет соответствующую квалификацию, опыт, здоровье и тому подобное, и хочет выполнять работу. Работодатель должен видеть заинтересованность работника и понимать, чем эта заинтересованность объясняется. Работодатель ищет того, кто является управляемым, т. е. чувствует свою ответственность, подчиняется дисциплине, восприимчив к критике и самокритичен, умеет слушать и понимать то, что ему говорят, Работодатель обычно ищет того, что будет совместим с командой, в составе которой придется работать. И, конечно, того, кто будет безопасен для компании. Вы должны подготовить и отработать такой рассказ о себе, который покажет наличие у вас перечисленных искомых качеств, особенно важных с точки зрения почти каждого работодателя. Рассказ должен быть кратким. Плохо, если интервьюер устанет вас слушать и прервет до того, как вы завершили рассказ о себе. Если вы претендуете на известную вам определенную должность или работу, имеющуюся у работодателя, ваш рассказ о себе должен быть построен с учетом этого. Покажите, что вы можете и хотите выполнять именно эту работу. Самое главное - упомянуть свой практический опыт, свои знания и навыки, которые могут быть полезны работодателю, а также свое отношение к работе и заинтересованность.
Почему вы выбрали такую работу, такую компанию? Приведите серьезные доводы: желание применить свою квалификацию и свой опыт там, где они могут дать наибольшую отдачу, возможности роста, привлекательность работы в сильной команде.
Получали ли вы другие предложения
работы? Если получали, то прямо скажите об этом. То, что кто-то еще
готов вас нанять, только повысит ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что
данная работа вас интересует больше.
Проходите ли вы интервьюирование и в других местах? Как правило, можно честно ответить «да», но не торопитесь говорить, где именно.
Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем? Этот вопрос чаще задают женщинам. На такую попытку обойти закон о запрете дискриминации по полу отвечайте твердым «нет, не помешает».
Каковы ваши сильные стороны? Подчеркивайте в первую очередь те качества, которые полезны для данной работы.
Каковы ваши слабые стороны? Ни в коем случае не отвечайте честно на этот вопрос. Его следует повернуть так, чтобы повысить свои шансы. Например: «Я совершенно не могу расслабиться, когда работаю над важным проектом; во время последней крупной рекламной компании, которую мы проводили, домашние просто взбунтовались, что совершенно не видят меня; с тех пор пришлось выделять им хотя бы по два часа ежедневно и один из выходных, если только не происходит чего-то экстраординарного».
Почему вы хотите получить эту работу? Почему нам стоит вас нанимать? Когда вам задают такие вопросы, у вас появится наилучший шанс выгодно «продать» себя. Но к ним нужно подготовиться заранее.
Почему вы ушли с предыдущей работы?
Не следует говорить о конфликтах, даже если они были. Лучше приведите такую
причину: «Я ушел (ушла), чтобы получить время и возможности для поиска более
интересной (лучше оплачиваемой, с лучшими возможностями роста) работы». Никогда
не поносите своего бывшего начальника или работодателя. Если интервьюер знает о
том, что у вас был конфликт, не вдавайтесь в детали, поясните, что это был
уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами, и подчеркните то
позитивное, что было в предыдущей работе: опыт, навыки и т.п.
Почему вы решили переменить место работы? Такой вопрос задают очень часто тому, кто на момент собеседования работает. Правильно ответить на этот вопрос особенно сложно. Лучше всего говорите о том, что в организации исчерпаны реальные возможности для вашего профессионального роста, а вы не хотели бы останавливаться на достигнутом. Можно отметить, что желание переменить работу у вас возникло давно, но прежде ваш уход мог создать слишком серьезные проблемы для организации. В этом случае будьте готовы к естественно следующему вопросу о том, чего вы ждете в будущем.
Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет? Лучше отвечать обтекаемо: я хотел бы работать в той же организации, но на более ответственной работе.
На какую зарплату вы рассчитываете? Лучше попытаться уклониться от ответа, сказав, что вы не считаете, что зарплату следует обсуждать в первую очередь. Если интервьюер настаивает, то попробуйте назвать привлекательную для себя сумму, которая соответствовала бы ожидаемым возможностям и нормам данной фирмы. Если вы такой информацией не располагаете, то не занижайте называемую вами сумму, а отметьте свою готовность отдельно обсудить этот вопрос после более подробного ознакомления с содержанием и условиями работы, возможностями для профессионального роста, наличием дополнительных к зарплате льгот, компенсаций и т.п.
Что бы вы хотели узнать еще? Никогда не говорите, что у вас нет вопросов. Постарайтесь задать такой вопрос, который говорил бы в пользу вашего найма. Например, попросите уточнить что-то важное для работы, недостаточно освещенное в предшествующей беседе. Чтобы не оказаться застигнутым врасплох предложениями задать вопросы, заранее подготовьте себе список. Но не стремитесь получить ответ на каждый вопрос, если вас об этом не просят.
Какие изменения вы бы произвели, если бы пришли на эту работу? Вопрос чаще задается претендентам на места руководителей различных уровней. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу, но не переусердствуйте, проявив готовность камня на камне не оставить. Также остерегайтесь предлагать изменения, если у вас не было возможности обстоятельно ознакомиться с состоянием дел.
Идя на собеседование, никогда
нельзя точно знать заранее все вопросы, которые вам зададут. Иногда можно
получить самые неожиданные и внешне безобидные вопросы, на которых вполне можно
споткнуться. Существуют ответы, которые повторяют миллион раз: «Я очень
общительный» или «Мне хотелось бы работать там, где есть, перспективы роста». Даже если эти
утверждения справедливы, попробуйте сформулировать их иначе, избегая штампов.
Приведите примеры своей общительности, рассказав о своей манере слушать клиента
и решать его проблемы или о том, как вам удалось создать команду, где царит
полное взаимопонимание.
Каждому свойственно преувеличивать и приукрашать свои лучшие качества и профессиональный уровень во время собеседования, в какой-то степени этого от вас и ждут. Но если вы преувеличиваете настолько, что не сможете подтвердить свои утверждения, то сами создадите себе кучу затруднений.
Если у работодателя
возникнут сомнения, то неизбежны уточняющие вопросы, в которых вы будете
вязнуть все глубже и глубже. Когда вас примут на работу, то вам придется продемонстрировать то, о чем вы
говорили. Очевидно, что вы окажетесь в весьма щекотливом положении, если вы
заявили, что умеете и знаете то, чего на самом деле не умеете и не знаете.
Психологический
аспект собеседования
Поверьте, что нанимать
работников для того, кто этим занимается, дело ничуть не более приятное, чем
для вас предлагать свои услуги. Ошибка в выборе кандидата обходится очень
дорого. Принятие решения - тяжкое бремя. Человек, к которому вы пришли на
собеседование, смотрит на вас с отчаянной надеждой, не снимете ли вы с него
этот невыносимый груз сомнений, убедив его совершенно, что вы и есть тот самый
счастливый шанс для него. Если вы правильно оцените эту ситуацию и расстановку
сил, это поможет вам достичь успеха.
В качестве дополнительной
помощи при подготовке к собеседованию мы хотим привлечь ваше внимание к
некоторым советам. Нами уже подчеркивалось, что заучивать ответы на конкретные
вопросы бессмысленно и даже вредно. А вот вырабатывать в себе навыки ведения
бесед большинству людей просто необходимо. Одним из средств достижения этой
цели является репетирование ответов на вопросы, причем лучше всего в форме
игрового тренинга.
В процессе такого тренинга
рекомендуется учесть некоторые психологические приемы и советы, предложенные
ниже:
ü В размышлениях и принятий решений связывается вся человеческая натура, а не
только способность к логическим рассуждениям. Тут участвуют и эмоции, и
симпатии-антипатии, и приверженность чему-то, и система ценностей, и даже
чувство юмора. Все эти факторы в разнообразных комбинациях и определяют
решение. Не забывайте об этом.
ü Главным для успешного общения является умение внушить доверие слушателю,
предстать перед ним компетентным, честным, энергичным, принимающим близко к
сердцу его проблемы и заботы. Подготовьтесь к встрече. Знайте свою задачу. Ваша
импровизация в процессе собеседования должна быть основана на серьезной
подготовке.
ü Постарайтесь продемонстрировать то, что свидетельствует о вашей
компетентности, опыте, образовании — все, что может повлиять на решение в
данном случае.
ü Используйте примеры, которые усиливают воздействие и придают вашим словам
эмоциональную окраску. Обращайтесь не только к разуму, но и к чувствам.
ü Не довольствуйтесь собственным сознанием логичности своего изложения.
Следите за тем, воспринимает собеседник ваши слова и вашу позицию как логичные.
ü Подчеркивайте те области, по которым у вас нет разногласий, прежде чем
касаться тех, где согласия нет. Старайтесь достичь ограниченного, частичного
соглашения, чтобы привычка к согласию возникала постепенно, сначала хотя бы но
мелким вопросам. Затем, возможно, удастся добиться и большего. Это относится к
той части собеседования, которая касается условий и оплаты работы.
ü Тон должен быть полон энтузиазма и энергии. Если вы пишете, выбирайте
активные и сильные выражения. Если вы говорите, помните, что доверие должно
вызывать и тон и манера изложения.
Правильное завершение собеседования
Проходят собеседования
по-разному. Вы можете встретиться с человеком, который будет проводить
собеседование с вами очень обстоятельно и умно. Он задает вопросы, которые
дадут вам возможность продемонстрировать свои основные достоинства,
профессиональные и личностные. А свои недостатки, если они будут выявлены
интервьюером, вы сумеете подать так, что хорошее впечатление о вас как о специалисте и о человеке почти не
пострадает.
Если вы имеете дело с опытным и умелым интервьюером, но сами плохо владеете искусством собеседования, это иногда сохраняет для вас шанс на получение работы. Разумеется, в том случае, если вы действительно являетесь специалистом нужной квалификации, а интервьюер подбирает человека к себе в команду, т.е. сам перед собой отвечает за правильность выбора. Но гораздо чаще интервьюер проводит собеседование, чтобы найти того, кого он будет представлять дальше как найденного и отобранного им достойного кандидата.
Типична и другая ситуация, когда интервьюер сам плохо умеет проводить собеседование. В оценках такого интервьюера меньше объективности. Он гораздо чаще и больше руководствуется внешними впечатлениями.
Если, например, интервьюер не задает вопросов, касающихся каких-то важных профессиональных достоинств кандидата, то кандидат должен осторожно и мягко давать соответствующую информацию по своей инициативе, добавляя ее к ответам на смежные вопросы, если это получается уместно. Можно также выбрать момент, когда собеседование уже явно приближается к завершению, но еще не закончилось. И в этот момент попросить разрешения кое-что добавить. Например, поймав паузу, обратиться к интервьюеру с такими словами: «Извините, вы не будете возражать, если я кратко добавлю кое-что к тому, о чем мы сейчас говорили?». Если к этому моменту на вас еще не поставлен крест как на кандидате, скорее всего, вы получите либо разрешение, либо вопрос, который и даст вам возможность добавить то важное, что вы хотели.
То, каким образом заканчивается собеседование, зависит как от впечатления, которое вы произвели, так и от того, каковы полномочия и задачи вашего интервьюера.
Если он является посредником между вами и работодателем, то чаще всего он постарается расстаться с вами, не сделав конкретных предложений и не взяв на себя обязательств. Например, закончив беседу словами: «Спасибо за то, что вы пришли к нам и ответили на вопросы. Мы должны посмотреть всех кандидатов и после этого принять решение. Тогда мы вам позвоним». Иногда такой ответ может отражать действительный план дальнейших действий, а иногда — быть вежливой формой отказа. Если в ответ вы поблагодарите и попрощаетесь, то вам будет труднее дальше контролировать процесс рассмотрения вашей кандидатуры.
Поэтому можно попытаться прояснить ситуацию, поинтересовавшись мнением интервьюера о том, подходят ли ваша квалификация и опыт ДЛЯ ЭТОЙ работы. Если у интервьюера уже сложилось определенное отрицательное мнение, то ваш вопрос подтолкнет его к тому, чтобы «раскрыться».
Весьма вероятно ситуация, когда в ответ на ваш вопрос вы не получите отказа, но интервьюер скажет что-нибудь о впечатлении, которое вы произвели. Опытный интервьюер в таких случаях выражается очень осторожно.
Очень важным моментом в завершении собеседования является получение кандидатом разрешения самому позвонить и узнать о результате. Не стесняйтесь проявлять для этого деликатную настойчивость, но с чувством меры. Конечно, можно звонить и без предварительного разрешения, но с согласием — лучше. Не так уж редки случаи, когда ваш последующий звонок напоминает о вас, показывает ваш интерес к работе.
Для того чтобы
более эффективно извлекать уроки из состоявшихся собеседований и для подготовки
к новым визитам рекомендуется вести записи. Наиболее важная и полезная
информация, которую следует зафиксировать (желательно сразу же
после собеседования) и
сохранить после посещения
организации и собеседования,
может включать в себя следующие параметры:
Ø Название фирмы
Ø Дата интервью
Ø Адрес и телефон
Ø Интервьюер
Ø Описание вакансии
Ø Причина ухода (увольнения) вашего предшественника
Ø Кому подчиняется человек, занимающий данную должность? Кто находится в подчинении у человека, занимающего эту должность?
Ø Основные обязанности
Ø Если последний предшественник преуспевал в работе, то благодаря чему? Если нет, то почему?
Ø Есть ли шансы продвижения? Какие именно?
Ø Проводит ли компания обучение сотрудников? Какое?
Ø Что важного вы узнали о зарплате, премиях и т.д.?
Ø Перечислите пять наиболее затруднительных для вопросов, заданных на собеседовании.
Ø Что, по-вашему, понравилось интервьюеру? (3 позиции)
Ø Что интервьюеру удалось обнаружить из того, что вы собирались оставить в тени? О чем из сказанного во время интервью вы сожалеете?
Ø Упомянул ли интервьюер о каких-нибудь особенных условиях получения работы? Упомянули ли вы, на каких условиях готовы принять ее?
Ø Что вам кажется наиболее привлекательным в получении этой работы, что является ее наибольшим недостатком? (по свежим впечатлениям от интервью)
Ø План дальнейший действий и
отметки об их выполнении
Удачи в поисках работы!
По материалам
книги Полянского А.М. «5 шагов к успеху»